Контроль за использованием земель
Вопрос   Ответ

Самовольное занятие земель государственной собственности

 

Согласно п.10 ст.43 ЗК РК не допускается пользование земельным участком до установления его границ на местности и выдачи правоустанавливающих документов (договоры, решения судов, правовые акты исполнительных органов и др.). Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка и предусматривает административную ответственность в соответствии со ст.136 КоАП РК (физ.лица – 75 МРП, субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации – 100 МРП, субъекты среднего предпринимательства – 150 МРП,  субъекты крупного предпринимательства - 700 МРП). Для устранения нарушения по выявленным фактам согласно требованиям статьи 164-1 ЗК РК материалы направляются в районные и городские акиматы по месту нахождения самовольно занятых участков для истребования их из чужого незаконного владения. 

Использование земель не по целевому назначению

 

В соответствии с пп.1 п.1 ст.65 ЗК РК собственники земельных участков и землепользователи обязаны использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, а при временном землепользовании - в соответствии с актом предоставления земельного участка или договором аренды. При выявлении фактов использования земель не по целевому назначению нарушителю в соответствии со ст. 339 КРКоАП налагается штраф (физ.лица – предупреждение или штраф 5 МРП, субъекты малого предпринимательства – 10 МРП, субъекты среднего предпринимательства – 20 МРП,  субъекты крупного предпринимательства - 50 МРП) и выдается предписание для принятия мер по устранению таких нарушений сроком на 3 месяца. В случаях неисполнения предписания земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном ст.93-94 ЗК РК.

Нерациональное использование или длительное неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

 

В соответствии с пп. 3 п. 1ст. 65 ЗК РКсобственники земельных участков и землепользователи обязаныосуществлять мероприятия по охране земель, а именно поддерживать и повышать плодородие земель, соблюдать севооборот, обеспечивать оптимальнуюнагрузкускота на пастбища,сохранять и улучшать плодородие и мелиоративное состояния почв и др. При выявлении таких фактов, нарушителям выдается предписание для принятия мер по устранению нарушений сроком на 3 месяца. В случаях неисполнения предписания земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном ст.93-94 ЗК РК.

В случаях если земельный участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственных целей не используется длительное время епроведение посевных работ и мероприятий по уборке урожая, отсутствие поголовья скота)нарушителю выдается предписание об использовании земельного участка в соответствии с целевым назначением сроком на 1 год. В случае неисполнения предписания земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном ст.92-94 ЗК РК.

При выявлении фактов нерационального использования или длительного неиспользования земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.338 КРКоАП (физ. лица -  предупреждение или штраф на 10 МРП, субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации – 40 МРП, субъекты среднего предпринимательства -  70 МРП, субъекты крупного предпринимательства – 200 МРП).

Какие меры необходимо принять, чтобы рационально использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения?

 

В целях законодательного регулирования вопросов рационального использования земель, приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 27 марта 2015 г. № 268 утверждены Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.Данные правила определяют порядок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения включает:

1) поддержание и повышение плодородия земель (определенный уровень содержания общего гумуса, легкогидролизуемого азота, подвижного фосфора и обменного калия в пахотном горизонте);

2) поддержание и повышение определенного уровня урожайности основных сельскохозяйственных культур;

3) соблюдение севооборотов;

4) обеспечение оптимальной нагрузки на пастбища при производстве продукции животноводства;

5) сохранение и улучшения плодородия и мелиоративного состояния почв;

6) предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, недопущение зарастания земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также захламления бытовыми и производственными отходами;

7) недопущение сжигания пожнивных остатков и побочных продуктов сельскохозяйственных культур на обрабатываемых участках земель сельскохозяйственного назначения.

Как исполнить предписание для принятия мер по использованию земельного участка по назначению, выданное Управлением?

 

Собственнику земельного участка или землепользователю, неиспользующему земельный участок по назначению:

1) для строительства - в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией) для целей строительства;

2) для ведения сельскохозяйственного производства - в общей сложности два года в пятилетний период с момента первоначального выявления факта неиспользования, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан

в соответствии со ст. 92 ЗК РК выдается предписание, сроком на один год, в течении которого необходимо принять меры по использованию земельного участка (начать строительство, приступить к освоению участка, обеспечить наличие поголовья скота для использования пастбищных угодий, проведение посевных работ на пашне, сенокошение, и т.д.)

Как исполнить предписание  по устранению нарушений законодательства РК, выданное Управлением?

 

В случаях если земельный участок используется с нарушением законодательства Республики Казахстан, то в соответствии со ст. 93 ЗК РК собственнику или землепользователю выдается предписание по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан сроком на три месяца с момента выявления нарушения законодательства РК.

К случаям использования земельного участка с нарушением законодательства РК относятся:

1) использование земельного участка или его части не в соответствии с целевым назначением;

2) использование земельного участка или его части с нарушением требований, определенных правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;

3) несоблюдение требований, установленных статьей 99 настоящего Кодекса;

4) использование земельного участка, которое привело к значительному ухудшению экологической обстановки.

Устранение вышеперечисленных нарушений будет являться исполнением предписания.

Можно ли продать земельный участок, по которому Управлением выдано предписание?   В соответствии с п. 2 ст. 94 ЗК РК предписание о необходимости устранить нарушения законодательства Республики Казахстан как обременения права на земельный участок подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». То есть выданное предписание ограничивает собственника земельного участка на совершение гражданско-правовых сделок до момента исполнения предписания (устранения нарушения).
Какие меры будут приняты в отношении земельного участка в случае неисполнения предписания, выданного Управлением?    

В соответствии со ст. 94 ЗК РК в случае неисполнения предписаний уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель предъявляется иск о принудительном изъятии земельных участков.

В связи с чем увеличился земельный налог на мой земельный участок?  

В соответствии с п. 4 ст. 386 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» по земельным участкам, предназначенным для строительства объектов и не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства РК, базовые ставки налога, установленные статьями 381, 382, 383, 384 и 386 Налогового кодекса, увеличиваются в десять раз с даты вручения уполномоченным органом по контролю за использованием и охраной земель письменного предупреждения собственнику или землепользователю о необходимости использования земельного участка по назначению и (или) необходимости устранения нарушения законодательства Республики Казахстан.

Что делать, если мой сосед передвинул смежное ограждение между нашими участками?

 

В соответствии со ст. 164-1 ЗК РК собственник земельного участка или землепользователь вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в судебном порядке.

 Кто контролирует законность предоставления земельных участков?   Предоставление прав на земельные участки согласно нормам Земельного кодекса РК относится к компетенции местного исполнительного органа, а контроль за законностью принятых решений местных исполнительных органов осуществляет центральный уполномоченный орган – Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства РК (пп. 1)  п. 1 ст. 147 ЗК РК).


Дата создания / изменения страницы: 11.04.2017 /