Katon-Karagai district

Akimat of East Kazakhstan region


Head: Nurgozhin Akhmetkali Akhashevich

Address: Republic of Kazakhstan, 070900, Bolshenarym settlement, 102 Abylaikhan St.,

Phone: 8-72341-2-11-41

Web site: katon-karagay.gov.kz

Reception of citizens: in Ulken Naryn settlement, on Wednesday from 9.00 a.m. till 18.00 p.m., in Katon-Karagai settlement, on Thursday of 2-nd and 4-th week of a month from 14-00 p.m. till 18-00 p.m.

E-mail: katonkaragay@akimvko.gov.kz

Katon-Karagaisky rayon was formed on August 1, 1928, in a year in 1929 on September, 20 the Chingistaisky rayon belonged to the Katon-Karagaisky rayon. In 1932 the Katon-Karagaisky rayon was a part of the East Kazakhstan region. In 1935 Bolshenarymski and Bukhtarminski rayons were separated from the structure of the Katon-Karagaisky and Ziryanovski rayons. In 1954 the area of the rayon had considerably extended due to joining of "Verkhkatunski" state farm of Ust-Koksinski rayon of the Gorno-Altai autonomous region of the Altay Krai.

On January 1, 1963 the Katon-Karagaisky rayon was mergered with  Bolshenarymski rayon, the centre of the rayon became Bolshenarymsk settlement. On December 4, 1970 again the rayon was named Katon-Karagaisky with the centre in Katon-Karagai settlement.
On March 23, 1997 - the Bolshenarymski rayon was liquidated, the administrative centre of Katon-Karagaisky rayon became Bolshenarymsk settlement.

The rayon is situated in the northeast part of the territory of the region. In the north and the north-east the rayon borders on the Republic Altai of the Russian Federation, in the southeast on the Chinese National Republic, in the south on the Kurchumski rayon, in the north - on Ziryanovski rayon, in the west – the rayon is washed by Bukhtarminski water basin.

Administrative centre is Bolshenarymsk settlement, it locates in 263 km from the regional centre of Ust-Kamenogorsk city. Transport connection of the regional centre with the rayon is carried out on the highway Ust-Kamenogorsk - Ziryanovsk - Bolshenarymsk.

According to the administrative-territorial division of the East Kazakhstan region there are 54 settlements, 13 rural districts with the population 44226 persons are registered in the rayon.

On agro-climatic conditions the Katon-Karagaisky rayon is located in the mountain and foothill and Alpine zones with sharp-continental climate, characterized by the severe long winter, short but hot spring and autumn. The territory of the rayon is precisely divided into four climatic zones:
1. High-mountainous (tundra-meadow)
2. Mountain-wood, surplus-damp
3. Mountain, forest-steppe damp
4. Mountain-steppe

Climate of high-mountainous and mountain-wood zones is very damp, moderately cold, places very cold. In the northern part of the zone 550-560 mm of sediments drop out for a year. The July maximum of sediments is well-marked.
Average monthly speed of the wind for a year makes up 1,7 km/s. Number of days with the strong wind makes up 7, and with dusty storm - 10 days for a year.

Growth of ground and climate is of vertical zonality. Green mosses, lichens, decumbent bushes prevail in the high-mountainous tundra zone.
High-mountainous meadow zone differs in dominance of high-mountainous kinds of cereals, sedge, dicotyledonous motley grass with appreciable existence of green mosses and lichens. In the Alpine belt vegetation is stocky, fragmentary, the quantity of uncovered plants of naked spots increases with height, in the subalpine belt the growth is more close with low and medium grass.

High-mountainous Alpine meadows are situated in some less high mountainous than tundras, but in well humidified by atmospheric precipitation northwest, partly the central and Southern Altai low mountainous where they are presented by partly motley grass-sedgy, motley grass-cereal views of grasses.
Mountain-taiga and meadow-taiga zones are characterized by dominance in growth of dark conifers (fir cedar) or bright conifers (larch) taiga and subordinated role of the open forest meadows.
Soil cover of the territory of the rayon is various and depends basically on the relief. Mountains’ soils are presented by mountain-tundra wit outputs of radical breeds till 30 %, mountain meadow Alpine and subalpine afforest till 50 %, mountain taiga with outputs of radical breeds till 30 %, mountain wood, mountain wood chernozem-like, mountain forest-meadow, mountain-steppe with mountain black earth, mountain leached black earth and ordinary mountain black earth of southern undeveloped with outputs of radical breeds till 30 %. These soils are formed in conditions of high-mountainous relief at heights over 2500-2800 m.

Soils of mountains are used as summer distant-pasture.

Soils of foothill plains and intermountain valleys are basically used under arable land and mowing, high quality.

Soils of foothill valleys and intermountain valleys are of the first nature-climatic zone, soils of mountains are of the second nature-climatic zone.

The hydrographic network of the rayon is presented by the numerous rivers, small rivers, streams. The largest water-current is the Bukhtarma river, flowing at the northern border of the territory of the rayon. The second large water-current is the Narym river, crossing the rayon from the east to the West. Numerous streams have their source from mountains with the speed of current of 1-2 m/s. Character of the rivers is mountain. Water is of high quality, suitable for all kinds of household and agricultural water supply.

In mountains subsoil waters lie on depth of 30-60 m. In intermountain hollows, valleys and water-meadow of rivers subsoil waters are found out on depth of 0-6 m.
Zoning of lands of agricultural purpose is manufactured in borders of cadastral quarters of former agricultural productions on the basis of comparative assessment of the territory of the rayon on complex of the natural factors influencing manufacture of agricultural production, namely:
·    Position of the territory concerning the rayon and regional centres, production markets, supply bases, centres of technical services;
·    Structures of agricultural land;
·    Qualitative state of land, pastures;
·    Relief of the territory.
Factors having the positive influence on the level of usefulness of the zone and causing the coefficients growth to the base rates of the land tax are:
·    Well-developed transport networks;
·    Closeness of commodity production markets, supply bases, centres of technical services.
Following factors of coefficients decreasing:
·    Significant remoteness of lands from commodity markets, supply bases;
·    Low supply by territory transport networks, bad state of roads.

Pastures basically are stony bushed, hillside.

The area of territory of the rayon makes up 4,7 % from the total area of the region. In structure of farmland pastures make up 81 %, arable-11 %.

The territory of the rayon makes 13167 sq.km (1319075 ha). The quantity of the population of the rayon for 01.01.05 made up 41000 persons, basically - Kazakh (87 %), Russian, Tatar, German and representatives of others nationalities.

The rayon is agricultural. There are one thousand two hundred managing subjects in the rayon. They are engaged in agriculture and cattle breeding. The area under crops makes up 60818,5 hectares, including: grain-23613 hectares. The volume of processing of agricultural production made up one million 366 thousand tenge, volume of manufactured agricultural products-2 billion 768,6 million tenge. Maral breeding and beekeeping are developing in the rayon. In all categories of facilities it is increase in livestock of cattle. There is Katon-Karagaisky GNPP “Bolshenarymski timber enterprise”.
There are in the rayon the following plants on processing of agricultural products:

·    Mills-16
·    Mini-bakeries-21
·    Lines on release of macaroni products-2
·    Crushers-21
·    Plant on butter production-1
·    Pantocrine plant-1
·    Slaughter shop-1
Function:
·    Shops-198
·    Enterprises of public feed-16
·    Gas stations-15
·    Enterprises of sphere of services-13
In the rayon lived and worked as volost of Chingistaiski volost Abdikerim Erezhepov. He was a person of a progressive point of view and in the beginning of 20 centuries created the Chingistaiski two-class Russian-Kazakh school. Many known Katonkaragai learnt at that school. Among them-commanders, general-lieutenant I.D. Kopylov, gentleman of Lenin’s award, known teacher S. Tukebayev, National teacher of the USSR - K. Nurgaliyev, Hero of Socialist Work- B. Kitapbayev and many others. The rayon is proud of the fellow countrymen, Heroes of Soviet Union: I.V. Toporkov, A.G. Ognyev, V.R. Spiridov, V.F. Velichko, V.A. Shulyatikov, T.M. Klimenko, knight of Glory of the 3rd degrees A. Kusmetov. Heroes of Socialist work-S.K. Slabodchikov, A.E. Sychuk live and participate in the public life.

The best twelfth Katonkaragai are given the high rank of "Honourable citizen of Katon-Karagaisky rayon". They are: O. Bokei, K. Iskakov, B. Kitapbayev, K. Kulzhenov, K. Bayekin, A.E. Sychuk, S.K. Slabodchikov, N. Kubinov, F. Tumarbayev, K. Bazarbayev, E. Retivyh and others.
Writers-fellow countrymen: winners of the State Premium - O. Bokei, K. Iskakov, D. Ashimkhanov, A. Askarov, known journalists –K. Nazyrbayev, Ermukhan Abdrakhmanov, M. Alipinova in their time worked in the rayon and regional newspapers.
Many scientists-natives from the Katon-Karagaiski rayon work in various universities of the country.

Дата создания / изменения страницы: 09.02.2012 / 20.03.2017

Аппарат акима Катон-Карагайский район

Акимат Восточно-Казахстанской области


Руководитель: Нургожин Ахметкали Ахашевич

Адрес: Республика Казахстан, ВКО, 070900, с. Большенарымское, ул. Абылайхана, 102

Телефон: 8-72341-2-11-41

Сайт: katon-karagay.vko.gov.kz

Прием граждан: с. Улкен Нарын, среда с 9.00 – 18.00 с.Катон-Карагай, каждый четверг второй и четвертой недели месяца с 14-00 до 18-00 часов

 Социально-экономическое развитие района

Виртуальная приемная ЦЭУ

О районе

Катон-Карагайский район образован 1 августа 1928 года, через год в 1929 году 20 сентября Чингистайский район вошел в состав Катон-Карагайского района. В 1932 году Катон-Карагайский район вошел в состав Восточно-Казахстанской области. В 1935 году из состава Катон-Карагайского и Зыряновского районов отделились Большенарымский и Бухтарминский районы. В 1954 году площадь района значительно расширилась за счет присоединения "Верхкатуньского" совхоза Усть-Коксинского района Горно-Алтайской автономной области Алтайского края.

1 января 1963 года Катон-Карагайский район объединен с Большенарымским районом, центром района определен с.Большенарымское. В 1970 гоу 4 декабря вновь обазовался Катон-Карагайский с центром с.Катон-Карагай.
В 1997 году 23 марта - ликвидирован Большенарымский район, административный центр Катон-Карагайского района переведен в с.Большенарымское.
Район занимает северо-восточную часть территории области. На севере и севере-востоке район граничит с Республикой Алтай Российской Федерации, на юго-востоке с Китайской Народной Республикой, на юге - с Курчумским районом, на севере - с Зыряновским районом, на западе - район омывается водами Бухтарминского водохранилища.

Административным центром является с.Большенарымское, расположенное 263 км от областного центра г.Усть-Каменогорска. Транспортная связь областного центра с районом осуществляется по автомобильной дороге г.Усть-Каменогорск - Зыряновск - Большенарымское.
Согласно административно-территориального деления Восточно-Казахстанской области на 1 января 2002 года в районе числится 54 населенных пункта, 13 сельских округа с населением 44226 человек.
По агроклиматическим условиям Катон-Карагайский район расположен в горной и предгорной зоне и альпийской зонах с резко-континентальным климатом, характеризуется суровой продолжительной зимой, коротким по жарким и скоротечным весной и осенью. Территория района четко делится на четыре климатические зоны:
1. Высокогорная (тундрово-луговая)
2. Горно-лесная, избыточно-влажная
3. Горная, лесостепная влажная
4. Гороно-степная

Климат высокогорной и горно-лесной зоны очень влажный, умеренно холодный, местами очень холодный. В северной половине зоны за год выпадает 550-560 мм осадков. Июльский максимум осадков хорошо выражен.
Средняя месячная скорость ветра за год составляет 1,7 м/сек. Число дней с сильным ветром за год составляет 7, а с пыльной бурей - 10 дней.

Растительный покров в своем распространении, как почвы и климат, подчинены вертикальной зональности. В высокогорной тундровой зоне преобладают зеленые мхи, лишайники, стелющиеся кустарники.
Высокогорная луговая зона отличается преобладанием высокогорных видов злаков, осок, двудольного разнотравья с заметным участием зеленых мхов и лишайников. В альпийском поясе растительность приземистая, фрагментарская, количество непокрытых растениями голых пятен увеличивается с высотой, в субальпийском поясе растительный покров более сомкнутый низкотравный и среднетравный.
Высокогорные альпийские луга распространены в несколько менее высоких, чем тундры, но хорошо увлажняемых атмосферными осадками низкогорьях северо-западного, отчасти центрального и Южного Алтая, где представлены разнотравными, отчасти разнотравно-осоковыми, разнотравно-злаковыми видами трав.
Горно-таежная u лугово-таежная зона характеризуется преобладанием в растительном покрове темнохвойных (пихтовых кедровых) или светлохвойных (лиственичных) таежных лесов и подчиненной ролью открытых лесных лугов. Под пологом леса и на полянах развивается травянистая (злаков о-разнотравная) или лишайниково-зеленомоховая растительность с участием лесных- кустарников на свободных от леса открытых пространствах, приуроченных к более теплым и сухим (южным и. западным) склонам, развиваются злаково-разнотравные и разнотравнозлаковые, в Т.ч. кустарниковые луга, местами заросли лесных кустарников и редколесья. Сомкнутость травостоя в горно-таежных пихтовых лесах составляет 80100 % при средней высоте трав 120-150 см. Кормовые достоинства трав низкие в силу значительной доли крупнотравья, в т.ч. плохо поедаемые скотом и даже ядовитые.
Горная и предгорная лесо-лугово-степная зона переходная от таежных лесов к степям. Она характеризуется участием в растительном покрове лесов, лесных лугов, луга степей и степей местами луговых и лугово-степных травяно-кустарниковых зарослей. Леса в этой зоне мелколиственные, осиновые и березовые, преимущественно больше травные, реже осоковые. На южных, западных, отчасти восточных, особенно крутых склонах господствуют открытые ландшафты - луга, лугостепи, заросли кустарников. Растительный покров лугов, лугостепей и зарослей кустарников полностью сомкнутый.
В нижней части лесостепного и лесо-лугово-степного пояса (бассейны рек Нарым и Бухтармы) редкостойные в основном березово-лиственничные травяные и кустарниково-травяные леса. Под пологом леса и на полянах здесь по-прежнему более или менее многочисленные лесные' кустарники (черемуха обыкновенная, таволга средняя, шиповник иглистый и колючий, жимолость татарская и т.д.) и злаково-разнотравная или разнотравно-злаковая лесолуговая травянистая растительность.
В юго-восточной части территории местами лесо-лугово-степной зоны распространены травяно-кустарниковые лиственничные леса, где под пологом часть лиственничного, иногда смешанного леса обычны почти сплошные травяно-кустарниковые заросли.
Горная и предгорная степные зоны характеризуются растительным покровом с преобладанием или значительным участием в нем степных злаков, местами суходольных осок, степного разнотравья.
Сомкнутость растительности колеблется от 50 до 100 %, урожай сухой растительной массы 5-10 ц/га.
В межгорной Большенарымской долине в ее восточной (верхней) части распространены разнотравно-ковыльные, а в западной (нижней) - ковыльно-типчаковые сухие степи.

Почвенный покров территории района разнообразен и зависит в основном от рельефа местности. Почвы гор представлены горно-тундровыми с выходами коренных пород до 30 %, горными луговыми альпийскими и субальпийскими облесненными до 50 %, горными таежными с выходами коренных пород до 30 %, горными лесными, горными лесными черноземовидными, горными лесолуговыми, горно-степные с горными черноземами, горными черноземами оподзоленными, горными черноземами выщелоченными и обыкновенными горными черноземами южными малоразвитыми с выходами коренных пород до 30 %. Эти почвы образованы в условиях высокогорного рельефа на высотах свыше 2500-2800 м.
Почвы гор используются как отгонные летние пастбища с укороченным периодом выпаса.
Почвы предгорный равнин и межгорных долин представлены лесными черноземовидными, черноземами оподзоленными, черноземами выщелоченными, черноземами обыкновенными мощными, среднемощными и маломощными карбонатными, черноземами южными среднемощными и маломощными, лугово-черноземными, темно-каштановыми среднемощными и маломощными, малоразвитыми, лугово-каштановыми, пойменно-луговыми почвами.

Эти почвы используются в основном под пашню и сенокошение, хорошего качества.
Почвы предгорных долин и межгорных долин относятся к первой природно-климатической зоне, почвы гор - ко второй природно-климатической зоне.
Гидрографическая сеть района представлена многочисленными реками, речками, ручьями. Самым крупным водотоком является р. Бухтарма, протекающая у северной границы территории района. Вторым крупным водотоком является р. Нарым, пересекающая район с востока на запад. Многочисленные ручьи берут начало в горах, имеют слабовыраженную долину и большую скорость течения 1-2 м/сек. Характер рек горный. Вода хорошего качества, Пригодна для всех видов бытового и сельскохозяйственного водоснабжения.
Подземные воды приурочены к верхней трещиноватой части зоны выветривания, мощность которой не превышает 60-80 м. Глубина залегания трещинных вод до 80 см. Разгрузка подземных вод осуществляется в долинах в виде родников с дебитом от 0,01 до 1,0 л/сек и более. Грунтовые воды в донных частях межгорных долин проходят в водоносном горизонте верхнечетвертичных аллювиальных отложениях.
В условиях гор грунтовые воды залегают на глубине 30-60 м. В межгорных впадинах, долинах и поймах рек грунтовые воды обнаруживаются на глубине 0-6 м.
3онирование земель сельскохозяйственного назначения произведено в границах кадастровых кварталов бывших сельхозпредприятий на основе сравнительной оценки территории района по комплексу природных факторов, влияющих на производство сельскохозяйственной продукции, а именно:

К факторам, положительно влияющим на уровень благоприятности зоны и обуславливающим применение повышающих поправочных коэффициентов к базовым ставкам земельного налога, относятся:

К понижающим поправочным коэффициентам относятся следующие факторы:

Пастбища в основном закустаренные каменистые, крутосклонные.
С уклоном местности до 120 общая площадь пастбищных угодий составляет 108,0 ты.. га - 16,1 %, до 200 - 245,6 - 36,8 %, свыше 200 - 313,4 тыс. га - 47, %. Площадь территории района составляет 4,7% от общей площади области. В составе сельхозугодий пастбища занимают 81%, пахотные -11%.
Территория района составляет 13167 кв.км (1319075га). Количество населения района на 01.01.05 года составляет 41000 человек, в основном - казахи (87%), русские, татары, немцы и представители других нации и народностей.

Район - сельскохозяйственный. В районе имеются свыше одной тысячи двухсот хозяйствующих субъектов. Они занимаются земледелием и животноводством. Посевная площадь составляет 60818,5 га, в том числе: зерновые-23613 га. Объем переработки сельскохозяйственной продукции составил в 2004 году-134 млн 366 тыс.тенге, объем произведенной сельхозпродукции-2 млрд 768,6 млн.тенге. Развиваются мараловодство и пчеловодство. Во всех категориях хозяйств увеличиваются поголовье скота. На территории района действуют Катон-Карагайский ГНПП "Большенарымский лесхоз".

В районе имеются по переработке сельхозпродукции:

Функционируют:

В свое время в районе жил и работал волостным Чингистайской волости Абдикерим Ережепов. Человек прогрессивного взгляда ещё в начале 20 века, основывал Чингистайскую двухклассную русско-казахскую школу. Многие известные катон?арагайцы в свое время учились в этой же школе.Среди них-полководец, генерал-лейтенант И.Д.Копылов, кавалер ордена Ленина, известный учитель-педагог С.Тукебаев, Народный учитель СССР-К.Нургалиев, Герой Социалистического труда-Б.Китапбаев и многие другие. Район гордится своими земляками, Героями Советского Союза: И.В.Топорковым, А.Г.Огневым, В.Р.Спиридовым, В.Ф.Величко, В.А.Шулятикоывм,Т.М.Клименко кавалером орденом Славы трех степеней А.Кусметовым. Живут и участвуют в общественной жизни Герои Социалистического труда-С.К.Слабодчиков, А.Е.Сычук.

Лучшим двенадцатим катонкарагайцам присвоены высокое звание "Почетный гражданин Катон-Карагайского района". Они: О.Бокей, К.Искаков, Б.Китапбаев, К.Кулженов, К.Баекин, А.Е.Сычук, С.К.Слабодчиков, Н.Кубинов, Ф.Тумарбаев, К.Базарбаев, Е.Ретивых и другие.
Писатели-земляки: лауреаты Государственной премии-О.Бокей, К.Искаков, также Д.Ашимханов, А.Аскаров, известные журналисты-К.Назырбаев, Ермухан Абдрахманов, М.Алипинова в свое время трудились в районной и областной газетах.
Многие ученые-выходцы из Катон-Карагайского района трудятся в различных ВУЗах страны.

Дата создания / изменения страницы: 12.12.2011 / 12.01.2016