Налоги
«Как предоставить налоговое заявление о проведении документальной проверки в связи с ликвидацией посредством web-приложении «Кабинет налогоплательщика»?
«Предоставление уведомлений посредством  web-приложения  «Кабинет налогоплательщика»
«Государственные услуги, оказываемые органами налоговой службы»
Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (4,5 МБ)
О разъяснении положений налогового законодательства
Контактные данные работников налоговых управлений налогового департамента по ВКО и территориальных налоговых управлений, уполномоченных оказывать  услугу по разъяснению налогового законодательства Республики Казахстан
О регистрации электронного налогоплательщика и преимуществах электронного обмена документами при получении электронной налоговой услуги

Государственные налоговые услуги

1. Регистрация налогоплательщиков Республики Казахстан это - услуга налоговых органов по внесению сведений о налогоплательщике в Государственный реестр налогоплательщиков Республики Казахстан, включающая регистрационный учет и изменение регистрационных данных, выдачу дубликата Свидетельства налогоплательщика.
2. Регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС) это - услуга налоговых органов по внесению сведений о налогоплательщике в систему базы данных учета плательщиков НДС (Единый реестр плательщиков НДС), заключающаяся в регистрации плательщиков НДС, снятии с учета плательщиков НДС, замене Свидетельства о постановке на учет по НДС и выдаче дубликата Свидетельства о постановке на учет по НДС.
3. Регистрация индивидуальных предпринимателей это - услуга налоговых органов по постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя, замене Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и выдаче дубликата Свидетельства, а также временному приостановлению деятельности индивидуального предпринимателя и снятию с учета индивидуального предпринимателя.
4. Регистрация налогоплательщиков в качестве электронных налогоплательщиков это - услуга налоговых органов по выдаче, аннулированию и замене электронной цифровой подписи налогоплательщика.
5. Присвоение персонального идентификационного номера (ПИН -код) – на товары производителей и импортеров некоторых видов подакцизной продукции и мазута это - услуга органов налоговой службы по приему заявления на получение ПИН-кода и выдаче присвоенного ПИН-кода, который предназначен для осуществления контроля и регулирования производства и оборота некоторых видов подакцизных товаров, за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов (услуга по присвоению ПИН-кода).
6. Регистрация объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением это - постановка на учет в налоговом органе объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, принадлежащих налогоплательщику, регистрация изменений, снятие с учета.
7. Регистрация и снятие с учета контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (ККМ с ФП)  это - услуга налоговых органов по регистрации, изменению регистрационных данных и снятию с учета ККМ с ФП, модели которых включены в Государственный реестр ККМ с ФП, а также включению новых моделей ККМ с ФП в Государственный реестр ККМ с ФП.
8. Выдача справок об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, выписок из лицевого счета это -  услуга налоговых органов по предоставлению справки и выписки согласно заявлениям налогоплательщиков.
9. Выдача справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных налогов это - услуга налоговых органов по выдаче документа, отражающего размер и источник доходов нерезидента, а также информацию о начисленных и уплаченных суммах налогов, удержанных с доходов из источников Республики Казахстан.
10. Заверение резидентства налогоплательщиков это - услуга налоговых органов по выдаче Сертификата резидентства Республики Казахстан по заявлению резидента Республики Казахстан или отказу в выдаче Сертификата резидентства Республики Казахстан.
11. Приём налоговой отчетности это - услуга налоговых органов, предназначенная для обеспечения исполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогового обязательства по представлению налоговой отчетности.
12. Проведение зачетов возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени это - операция налогового органа по зачислению излишне или ошибочно уплаченных сумм в бюджет в счет погашения других налоговых обязательств.
13. Возврат НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке это -  операция налогового органа по зачету НДС в счет погашения налоговой задолженности по НДС и другим видам налогов и возврату на банковский счет плательщика НДС суммы НДС на товары (работы, услуги), по которым ранее им уплачен НДС в бюджет.
14. Возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты это - возврат нерезиденту ранее удержанной суммы подоходного налога согласно соответствующему заявлению по завершении выполнения работ (оказания услуг) в Республике Казахстан и при выполнении условий международного договора или отказ в возврате сумм подоходного налога:
1) уплаченных в государственный бюджет;
2) размещенных на условных банковских вкладах;

15. Решение об изменении срока уплаты налогов это - услуга органов налоговой службы, заключающаяся в переносе сроков уплаты налогов, установленных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), и налога на добавленную стоимость на импортируемые товары (далее - НДС на импорт).
16. Апостилирование официальных документов, исходящих из структурных подразделений Министерства финансов Республики Казахстан и (или) их территориальных подразделений.
Апостиль это - специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи лица, подписавшего документ, и подтверждение его полномочий, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Целью процедуры проставления апостиля является обеспечение гарантии подлинности и надлежащего оформления апостилируемых документов, предназначенных для действия на территории стран-участниц Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, совершенной в городе Гааге 5 октября 1961 года (далее - Гаагская Конвенция).
Данная услуга не автоматизирована, осуществляется в явочном порядке.

В целях повышения качества услуг населению Налоговым Комитетом Министерства Финансов  Республики Казахстан совместно с банками второго уровня реализована возможность оплаты налогов через банкоматы и другие электронные устройства банков второго уровня. Для физических лиц в части оплаты налогов на имущество, земельного и на транспортные средства через банкоматы: АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Народный банк Казахстана», АО «Альянс Банк».
С 2008 года АО «Казкоммерцбанк», расширен перечень для оплаты с 3 до 31 кодов бюджетной классификации, то есть дополнительно включены налоги, платы, сборы, в том числе административные штрафы для оплаты через Интернет (homebank).
Автоматизированная оплата налогов через банкоматы и иные электронные устройства создает благоприятные условия налогоплательщикам для своевременного исполнения налогового обязательства, при этом в значительной степени облегчает процедуру взаимодействия налогоплательщиков с банками, налоговыми органами.

Налоговые обязательства граждан

- Взаимодействие с налоговыми органами.

В целях повышения уровня обслуживания налогоплательщиков в налоговых комитетах действуют Центры приема и обработки информации.
При проведении семинаров и встреч с налогоплательщиками, работниками НК по ВКО постоянно ведется работа по разъяснению преимуществ представления налоговой отчетности в электронном виде. Так, для удобства отправки налоговой отчетности в электронном виде, во всех налоговых комитетах установлено ПО «Терминал налогоплательщика», где работниками налоговых комитетов оказывается практическая помощь, даются разъяснения по отправке ФНО.

- Индивидуальный подоходный налог.

Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения.

Объектами обложения индивидуальным подоходным налогам являются:
1) доходы, облагаемые у источника выплаты;
2) доходы, не облагаемые у источника выплаты.

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:
1) адресная социальная помощь, пособия и компенсация;
2) алименты;
3) доходы от операций с государственными ценными бумагами и агентскими облигациями;
4) выплаты за счет средств грантов;
5) страховые выплаты, осуществляемые в случае смерти застрахованного по договору накопительного страхования и т.д.

Ставки налога:

Облагаемый доход налогоплательщика Ставка
До 15-кратного годового расчетного показателя 5 процентов с суммы облагаемого дохода
от 15-кратного до 40-кратного годового расчетного показателя сумма налога с 15- кратного годового расчетного показателя + 8 процентов с суммы, превышающей его
от 40-кратного до 200-кратного годового расчетного показателя сумма налога с 40- кратного годового расчетного показателя + 13 процентов с суммы, превышающей его
от 200-кратного до 600-кратного годового расчетного показателя сумма налога с 200- кратного годового расчетного показателя + 15 процентов с суммы, превышающей его
от 600-кратного годового расчетного показателя и свыше сумма налога с 600- кратного годового расчетного показателя + 20 процентов с суммы, превышающей его

- Налог на транспорт.

Плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, и юридические лица, их структурные подразделения (далее - юридические лица), имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.

Не являются плательщиками налога на транспортные средства:

1) плательщики единого земельного налога в пределах нормативов потребности в транспортных средствах, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан;
1-1) производители сельскохозяйственной продукции, включая плательщиков единого земельного налога, по специализированной сельскохозяйственной технике, используемой в производстве собственной сельскохозяйственной продукции. Перечень указанной специализированной сельскохозяйственной техники устанавливается Правительством Республики Казахстан;
2) государственные учреждения;
3) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
4) инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
5) Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда, лица, имеющие звания «Халык каhарманы», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвесками «Алтын алка», «Кумiс алка», - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
6) физические лица - по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации более семи лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования.
Объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан.

Не являются объектами налогообложения:

1) карьерные автосамосвалы грузоподъемностью 40 тонн и выше;
2) специализированные медицинские транспортные средства.

Исчисление налога производится по следующим ставкам, установленным в месячных расчетных показателях:

При объеме двигателя легковых автомобилей свыше 1500 по 2000 кубических сантиметров, облагаемого по ставке семи месячных расчетных показателей, свыше 2000 по 2500 кубических сантиметров, облагаемого по ставке двенадцати месячных расчетных показателей, свыше 2500 по 3000 кубических сантиметров, облагаемого по ставке семнадцати месячных расчетных показателей и объеме двигателя свыше 3000 по 4000 кубических сантиметров, облагаемого по ставке двадцати двух месячных расчетных показателей, сумма налога увеличивается за каждую единицу превышения указанного объема двигателя на 7 тенге.
По легковым автотранспортным средствам, у которых срок эксплуатации превышает шесть лет до окончания установленного срока уплаты налога, применяются поправочные коэффициенты, если иное не установлено настоящим пунктом:
для автотранспортных средств производства стран СНГ:

от 6 до 15 лет включительно - 0,3;
свыше 15 по 25 лет - 0,2;
свыше 25 лет - 0,1;
для остальных автотранспортных средств с объемом двигателя:
до 3000 кубических сантиметров включительно - 0,5;
свыше 3000 по 4000 кубических сантиметров - 0,7;
свыше 4000 - 1,0.

По легковым автомобилям и мотоциклам производства стран СНГ, у которых срок эксплуатации превышает двадцать лет, поправочный коэффициент для физических лиц - 0.

По грузовым, специальным автотранспортным средствам производства стран СНГ, у которых срок эксплуатации превышает семь лет до окончания установленного срока уплаты налога, применяются поправочные коэффициенты:

от 7 до 14 лет включительно - 0,5;
свыше 14 лет по 20 лет - 0,3;
свыше 20 лет - 0,1.

В зависимости от срока эксплуатации к ставкам налога на летательные аппараты применяются следующие поправочные коэффициенты:

на летательные аппараты, приобретенные после 1 апреля 1999 года из-за пределов Республики Казахстан:
до 5 лет эксплуатации включительно - 1,0;
свыше 5 по 15 лет эксплуатации - 2,0;
свыше 15 лет эксплуатации - 3,0;
на летательные аппараты, приобретенные до 1 апреля 1999 года, а также приобретенные после 1 апреля 1999 года и находящиеся в эксплуатации в Республике Казахстан до 1 апреля 1999 года:
до 5 лет эксплуатации включительно - 1,0;
свыше 5 по 15 лет эксплуатации - 0,5;
свыше 15 лет эксплуатации - 0,3.

Срок эксплуатации транспортного средства исчисляется исходя из года выпуска, указанного в паспорте транспортного средства (руководстве по летной эксплуатации воздушного судна).

В зависимости от срока эксплуатации транспортных средств, указанных в пункте 6 таблицы пункта 1 в статье 347 налогового Кодекса, к ставкам налога применяются следующие поправочные коэффициенты:

до 5 лет включительно - 1,0;
свыше 5 по 10 лет - 0,5;
свыше 10 по 20 лет - 0,3;
свыше 20 по 30 лет - 0,2;
свыше 30 лет - 0,1.

Налогоплательщики исчисляют сумму налога за налоговый период самостоятельно, исходя из объектов налогообложения, налоговой ставки и поправочных коэффициентов по каждому транспортному средству.

По транспортным средствам, имеющимся на начало налогового периода, сумма налога исчисляется за период с начала налогового периода до первого числа месяца, в котором передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство.

По транспортным средствам, приобретенным в течение налогового периода, сумма налога исчисляется за период с первого числа месяца, в котором было приобретено право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство, до первого числа месяца, в котором передано право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления на транспортное средство.

- Налог на имущество.

Плательщиками налога на имущество являются:
1) юридические лица, имеющие объект налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан;
2) индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории Республики Казахстан.

Плательщиками налога на имущество не являются:
1) плательщики единого земельного налога по объектам налогообложения в пределах нормативов потребности, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан.
Плательщики единого земельного налога по объектам налогообложения сверх установленных нормативов потребности уплачивают налог на имущество в порядке, установленном настоящим разделом;
2) недропользователи, налогообложение которых осуществляется по второй модели налогового режима, определенного в статье 283 налогового Кодекса;
3) государственные учреждения;
4) государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;
5) религиозные объединения.

Объектом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются основные средства (в том числе объекты, находящиеся в составе жилого фонда) и нематериальные активы.
Налоговой базой по объектам налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.
Среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей объектов обложения на первое число каждого месяца текущего налогового периода и первое число месяца периода, следующего за отчетным.

Юридические лица (за исключением указанных в пунктах 2 и 2-1 данной статьи) исчисляют налог на имущество по ставке 1 процент к среднегодовой стоимости объектов налогообложения.
1-1.Индивидуальные предприниматели исчисляют налог на имущество по ставке 0,5 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения (с 01.01.2006г.).

Юридические лица, указанные ниже, исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения:
1) юридические лица, определенные в статье 120 налогового Кодекса, за исключением религиозных объединений;
2) юридические лица, определенные в статье 121 налогового Кодекса;
3) организации, основным видом деятельности которых является выполнение работ (оказание услуг) в области библиотечного обслуживания;
4) государственные предприятия, осуществляющие функции в области государственной аттестации научных кадров;
5) юридические лица по объектам водохранилищ, гидроузлов и других водохозяйственных сооружений природоохранного назначения, находящиеся в государственной собственности и финансируемые за счет средств государственного бюджета;
6) юридические лица по объектам гидромелиоративных сооружений, используемых для орошения земель юридических лиц - сельскохозяйственных товаропроизводителей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
2-1. Юридические лица, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, исчисляют налог на имущество по ставке 0,5 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения (с 01.01.06г.).

Юридические лица, указанные в пункте 2 данной статьи, по объектам обложения, переданным в пользование или в аренду, исчисляют и уплачивают налог на имущество по ставке налога, установленной пунктом 1 данной статьи.
Исчисление налога производится налогоплательщиками самостоятельно путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе.
По объектам налогообложения, находящимся в общей долевой собственности, налог на имущество для каждого налогоплательщика исчисляется пропорционально его доле в стоимости имущества.
Плательщики налога обязаны уплачивать в течение налогового периода текущие платежи по налогу на имущество, которые определяются путем применения соответствующей ставки налога к остаточной стоимости объектов налогообложения, определенной по данным бухгалтерского учета на начало налогового периода.

Уплата налога производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения.

Суммы текущих платежей налога вносятся налогоплательщиком равными долями не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа и 20 ноября налогового периода.

-Земельный налог.

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения:
1) на праве собственности;
2) на праве постоянного землепользования;
3) на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

2. Плательщиками земельного налога признаются структурные подразделения юридических лиц, имеющие объекты обложения на вышеуказанных правах (далее - юридические лица).

Не являются плательщиками земельного налога:

1) плательщики единого земельного налога по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств;
2) государственные учреждения;
3) недропользователи, налогообложение которых осуществляется по второй модели налогового режима, определенного в статье 283 Налогового Кодекса;
4) государственные предприятия исправительных учреждений уполномоченного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;
5) участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства по:
земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;
придомовым земельным участкам;
земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
земельным участкам, занятым под гаражи;
6) многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алка», - по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем, и придомовым земельным участкам;
7) религиозные объединения.

Объектом налогообложения является земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок - земельная доля).

2. Не являются объектом налогообложения:
1) земельные участки общего пользования населенных пунктов.
2) земельные участки, занятые сетью государственных автомобильных дорог общего пользования.
3) земельные участки, занятые под объекты, находящиеся на консервации по решению Правительства Республики Казахстан;
4) земельные участки, приобретенные и используемые для реализации инвестиционного проекта, в порядке, установленном статьями 138-140 Налогового Кодекса.

Налоговая база и налоговые ставки.
Налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка.
Исчисление земельного налога производится исходя из базовых ставок, определенных Налоговым Кодексом ( ст. 329,330, 332, 334). Базовые налоговые ставки подлежат корректировке местными представительными органами (понижение или повышение) не более чем на 50 % от базовых ставок, исходя из схем зонирования земельных участков, проведенного в соответствии с земельным законодательством РК.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога юридическими лицами.
Юридические лица самостоятельно исчисляют суммы земельного налога путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе.
Суммы текущих платежей подлежат уплате равными долями в сроки не позднее 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября текущего года.
Порядок исчисления и сроки уплаты налога физическими лицами.
Исчисление земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов по земельным участкам, используемым в своей деятельности), производится налоговыми органами исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы в срок не позднее 1 августа.

Физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов по земельным участкам, используемым в своей деятельности) уплачивают в бюджет земельный налог не позднее 1 октября текущего года.
Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты исчисляют и уплачивают земельный налог по земельным участкам, используемым в своей деятельности, в порядке, установленном для юридических лиц.

Налоговый период.

Налоговым периодом для исчисления и уплаты земельного налога является календарный год.

Налоговая отчетность.
Юридические лица (за исключением государственных учреждений), индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты представляют в налоговые органы по месту нахождения объектов обложения декларацию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, а также расчет текущих платежей в сроки, установленные настоящей статьей.

 Разъяснение положений налогового законодательства

Пропаганда налогового законодательства имеет своей целью повышение информированности налогоплательщиков по налоговым вопросам, в том числе путем доведения до их сведения положений налогового законодательства, изменений и дополнений, внесенных в налоговое законодательство, а также информации по вопросам, связанным с исполнением налогового законодательства.
Органы налоговой службы осуществляют пропаганду налогового законодательства путем проведения семинаров, заседаний, встреч с налогоплательщиками, размещение информации с использованием средств массовой информации, информационных стендов, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, средств телефонной и сотовой связи.
Данные функции в НД по ВКО наряду с другими подразделениями выполняет Управление разъяснения налогового законодательства и апелляций.
Разъяснение положений налогового законодательства в Налоговых управлениях по городам и районам, закреплены приказами за отдельными работниками территориальных подразделений.
Контактные сведения данных работников прилагаются.
Также данные сведения размещены на сайте Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz.

Дата создания / изменения страницы: 27.01.2012 / 27.01.2012